Объединение «СУДОМОДЕЛИРОВАНИЕ».Тема: Постройка модели парусника. 1,2,3 группа 28.01.2021г.; 3 группа 30.01.2021г.

Тема: Постройка модели парусника.

Цель:

— Изготовить простейшую модель парусника пользуясь ранее приобретёнными знаниями и навыками.

Задачи:

  1. Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с моделированием водного транспорта — парусник.
  2. Развивающая: развивать конструкторское мышление, творческое воображение, а так же навыки работы с картоном и бумагой;
  3. Воспитывающая: способствовать воспитанию безопасности и аккуратности в работе с ножницами и клеем, воспитывать такие качества как трудолюбие и самостоятельность.

ПЛАВАЮЩИЕ МОДЕЛИ — КАК СДЕЛАТЬ МОДЕЛЬ ПАРУСНОЙ ЯХТЫ (с размерами)

Построить плавающую модель яхты может каждый. И сколько же радостных минут доставит она юному конструктору, когда будет скользить по реке или пруду!

Вот очень простая для изготовления плавающая модель яхты.

 

МАТЕРИАЛ И ИНСТРУМЕНТЫ

Для ее постройки необходимы следующие материалы:

  1. доска сосновая длиною 102, шириною 12 и толщиною 4 — 5 сантиметров — для внутреннего киля;
  2. доска сосновая длиною 100, шириною 12 сантиметров и толщиною 10- 12 миллиметров — для шпангоутов, обеспечивающих поперечную прочность модели;
  3. фанера 2-3-миллиметровой толщины, 110 сантиметров длины и 80 сантиметров ширины- для палубы, бортов и днища;
  4. рейка сосновая длиною 130 сантиметров и в диаметре 18 миллиметров — на мачту;
  5. рейки сосновые 4 штуки длиною 105, шириною 1 сантиметр и толщиною 6 миллиметров — для палубных и днищевых угловых связей;
  6. лист латуни, меди или железа в длину 50 и в ширину 20 сантиметров, толщиною 1-1,5 миллиметра — для наружного киля;
  7. свинца (лома) 2 килограмма-для отливки балласта;
  8. латуни, меди или жести два квадрата 10 на 10 сантиметров — для пера руля;
  9. трубка латунная (внутренний диаметр 3-5 миллиметров) — для руля;
  10. проволочка латунная или медная диаметром 3-5 миллиметров — для стержня руля;
  11. белая ткань для парусов, толстые и тонкие рыболовные нитки — на стоячий и бегучий такелаж.

Для работы потребуются такие инструменты: рубанок, стамеска, пила лучковая, молоток, ножницы, кусачки, перочинный нож, плоскогубцы, пинцет и отвертка.

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Для постройки предлагаемой модели яхты надо иметь чертежи в натуральную величину. Это очень облегчит работу. Поэтому приведенные здесь чертежи следует увеличить до указанных размеров.

Обычно чертежи выполняют на чертежной бумаге, но если такой нет, замените ее любой белой или серой бумагой больших размеров; можно использовать для чертежей оборотную сторону простых обоев, склеивая их для увеличения ширины по нескольку полос.

Из чертежных принадлежностей следует иметь циркуль-измеритель, линейку длиною не меньше одного метра (с мелкими делениями), простой карандаш и мягкую резинку.

Увеличение чертежей производят следующим образом. На чертеж, с которого хотят сделать увеличение, наносят ряд горизонтальных и вертикальных линий, образующих сетку. За основу берут ватерлинию модели и от нее вверх и вниз через каждые 5 миллиметров проводят параллельные горизонтальные линии. Затем, пользуясь угольником, также через 5 миллиметров наносят вертикальные линии. Сетку наносят остро отточенным карандашом.

На приведенных чертежах почти везде проставлены размеры; в остальных случаях положение точек и линий надо снимать непосредственно с чертежа, ориентируясь выполненной ранее сеткой.

Зная размеры длины корпуса, от носа до кормы, со всеми выступающими частями, и от киля до верха мачты, заготовьте бумагу необходимых размеров для чертежа в натуральную величину.

На приготовленном большом листе бумаги нанесите сетку, состоящую из ряда горизонтальных и вертикальных линий. Количество их должно быть такое же, как и на маленьком чертеже, который вы собрались увеличить.

Расстояние между линиями будет зависеть от увеличения.

Теперь какую бы линию ни перенести на большой чертеж, она найдет свое место, и вам легко будет контролировать точность своей работы.

Ничего сложного в исполнении чертежа модели яхты в натуральную величину нет. Следует только внимательно переносить точки и соединять их, где это требуется, прямыми или плавными кривыми линиями. Излом линии покажет, что у вас где-то допущена ошибка, которую надо немедленно найти и исправить.

Когда чертеж увеличен до нормальных размеров, наружные линии корпуса и всех других частей модели следует прочертить карандашом потолще.

 

ВЫПИЛОВКА И ОБРАБОТКА ВНУТРЕННЕГО КИЛЯ

В модели основной продольной связью для всех частей корпуса является внутренний киль. Изготовьте его из сосновой доски длиною в 102 сантиметра, шириною 10- 12 сантиметров и толщиною 4-5 сантиметров и хорошо обстрогайте со всех четырех сторон. Доску возьмите сухую, без трещин и сучков.

На любую из широких гладких сторон доски наложите чертеж с натуральными размерами, приколите его кнопками и через копировальную бумагу переведите очертания внутреннего киля (рис 2). Затем лучковой пилой (двадцати-миллиметровой ширины) с хорошо разведенными зубцами выпилите киль. Прострогайте его рубанком, придавая плавность наружной стороне киля.

Разметьте карандашом среднюю линию. Она должна сохраняться до конца работ над корпусом. От средней линии к краям по всей длине внутренней части киля рубанком сделайте скосы. После этого опилите доску по внутренней черте. Поверхность ее зачистите рубанком или стамеской. В дальнейшем эта сторона будет закрашена для предохранения от сырости.

Завершая работу над внутренним килем, разметьте на нем места ребер (шпангоутов) и кормы (транца).

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ МОДЕЛИ

Поперечным креплением всякого судна являются шпангоуты — ребра, расположенные перпендикулярно килю. Шпангоуты выпиливайте сплошными из хорошо выстроганной сосновой доски длиною около одного метра, шириною 12 сантиметров и толщиною 10-12 миллиметров. Обратите внимание, чтобы в доске не было сучков и трещин.

На доску вдоль слоя перенесите с чертежа рисунок шпангоута — номер первый, затем второй, третий — и корму (транец). У всех шпангоутов, кроме второго, имеется скос боковых и днищевых кромок: у первого — в сторону носа, а у третьего и транца — в сторону кормы.

На шпангоутах и транце нанесите карандашом вертикальные средние линии с обеих сторон. С нижней стороны их сделайте выемку, равную по ширине килю, и по углублению равную высоте киля.

Готовые шпангоуты и транец установите на свои места по внутреннему килю, согласно ранее сделанным отметкам, и укрепите их с наружной стороны киля одним или двумя гвоздями длиною 4-5 сантиметров или одним-двумя шурупами (рис. 2).

От носа до транца сверху шпангоутов прибейте временную планку. Назначение ее — выровнять шпангоуты в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Кроме основной продольной связи — внутреннего киля по углам шпангоутов от носа до кормы, вверху и внизу! пропускают четыре рейки. Две верхних называются па- лубными и две нижних — скуловыми. Они служат для усиления продольной крепости; их врезают в верхние и нижние углы шпангоутов и транца. В носовой части рейки врезают в уровень со скосом внутреннего киля.

Рейки выпиливайте из сосновой доски длиною 102- 105 сантиметров и толщиною 1 сантиметр; ширина рейки — 0,6 сантиметра. Рейки будут прочнее и хорошо выгибаться, если вы возьмете мелкослойную и прямослойную доску. Размеры даны «чистые», то есть после обработки рубанком. Прикрепляют рейки на свои места гвоздями длиною 2,5 сантиметра или тонкими шурупами длиною 1,8 сантиметра.

После укрепления реек каркас, или, как его иначе называют, набор, корпуса готов, и теперь приступайте к обшивке его фанерой.

***

Обшивку каркаса начинают с днища.

По чертежу, пользуясь копировальной бумагой, начертите выкройку одного днищевого пояса. Второй — будет точно соответствовать первому, только развернется нижней стороной кверху. При вырезке днищевых поясов из фанеры, толщина которой должна быть не более 3 миллиметров, прибавьте по 5 миллиметров на каждую сторону, на случай, если вы ошиблись в размерах при изготовлении каркаса (рис. 3).

Вырезать из фанеры днищевый пояс нетрудно, но при установке его на место надо проявить некоторое мастерство.

Вначале рубанком строгают ту сторону днищевого пояса, которая будет прикрепляться к внутреннему килю. Надо, чтобы она совпадала со средней линией внутреннего киля. Когда это будет достигнуто, укрепите фанеру гвоздиками длиною 2,5 сантиметра или узкими шурупами длиною 1,8 сантиметра.

Пояс другого борта подгоните к первому с таким расчетом, чтобы не было зазоров на грани их соединения. Грань должна совпадать со средней линией внутреннего киля. Днищевые пояса укрепляются к внутреннему килю и шпангоутам, а если потребуется, то и к скуловым рейкам. Наружные выступающие кромки их снимают рубанком.

*

Поделиться ссылкой:

0

Автор публикации

1
педагог дополнительного образования объединения "Русские умельцы"
Комментарии: 0Публикации: 237Регистрация: 25-03-2020
Авторизация
*
*
Генерация пароля