14.05, 19.05, 21.05.20 Объединение «Удивительный Крым» 2 год об. Тема:Национальные костюмы. Национальная кухня.Игры народов Крыма.

Крым многонационален. Перепись населения 2014 года отметила проживание в Крыму представителей 175 национальностей и народностей.

Из двух миллионов современного населения Крыма, более миллиона составляют русские. Украинцы имеют тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства. Сейчас украинцев в Крыму около 500 тысяч. Украинская кухня прочно вошла во все крымские семьи и заведения общественного питания. Третье место по численности составляют крымские татары.  Существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар. Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В средневековье они составляли основное население Юго-западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Армянский плоский хлеб — лаваш продается сегодня повсеместно.

-А скажите какое блюдо есть у всех народов Крыма и даже мира? Это главное и полезное блюдо обязательно должно быть в вашем рационе? (Каша.)

— Каша — очень полезное блюдо, недаром про хилых людей в народе говорят «мало каши ел». В старину у русских князей существовал обычай — в знак примирения бывших врагов варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ними каши не сваришь».

“Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо”

— О каком образе говорится в этой песне? О девушке одетой в красивый русский костюм

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с национальными костюмами и любимыми блюдами народов нашего края.

Интерес к национальному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

https://infourok.ru/prezentaciya-nacionalnie-kostyumi-narodov-krima-1513036.html

Игры народов Крыма.

https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnih-igr-igri-narodov-krima-3394325.html

Греки, русские, армяне,

Крымчаки и караимы –

Есть у нас другое имя:

Нас зовут еще «крымчане».

Украинцы и евреи,

Немцы, крымские татары,

Ассирийцы и болгары,

С вами вместе поиграем!

  1. Русская игра «У медведя во бору»

Цель: -Развивать двигательную и речевую активность

             -Умение быстро реагировать на словестный сигнал

Возраст: 3+

Ход:

Одного из детей выбирают медведем. Определяют два места. Один –

место для медведя, другой – дом для остальных детей.

Дети выходят из дома со словами:

— У медведя во бору

Грибы,  ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

На последнем слове медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети бегут в дом. Пойманный игрок становится медведем.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2019/09/22/kartoteka-podvizhnyh-igr-narodov-kryma

  1. Украинская игра «Птичка в клетке»        

Цель:

-Учить детей ходить врассыпную

        -Приучать быстро действовать по сигналу

Оборудование: платочек

Возраст: 3+

Ход:

По считалке выбирают птичку, завязывают ей глаза.

Птичка стоит неподвижно, дети ходят рядом с птичкой и трижды повторяют слова:

«Пташко, пташко, коли з клітки в небо злетиш?»

(Птичка, птичка, если с клетки в небо улетиш?»

Потом все останавливаются,

а один из игроков спрашивает:

«Пташка, пташка, вгадай, хто відчинить твою клітку?»

(Птичка, птичка, угадай, кто влетит в твою клетку?» 

Кого птичка узнает по голосу, тот занимает её место.

  1. Крымскотатарская игра «Догонялки»    

Цель:

-учить детей играть в команде

-развивать ловкость и быстроту бега

Возраст:3+

Ход:

Дети  становятся друг за другом.

Ведущий делит их на две команды

и говорит:

— «Осенью деревья мы сажали,

Летом урожай большой собрали,

А сейчас мы дружно все играем,

Вы ловите, мы же – убегаем.»

Одна команда убегает, другая – догоняет. Потом команды меняются местами.

  1. Армянская игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель:

— закрепить умение метать мяч

-быстро ориентироваться

-развивать речь, логическое мышление

Оборудование: мяч

Возраст: 3+

Ход:

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий.

Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, воздух, огонь.

Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное;

на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы;

на слово «Воздух!» — названием птицы.

При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками.

Затем мяч возвращается водящему. Кто ошибается – не играет.

  1. Немецкая игра «Воздушная кукуруза»

Цель:

— развивать умение прыгать в высоту

-ориентировку в пространстве

Возраст: 3+

Ход: В этой игре участвует четное количество играющих.

У них в распоряжении очень маленькое игровое поле. Каждый складывает руки на груди и прыгает, как воздушная кукуруза (попкорн). При этом он уклоняется от встреч с остальными. Если два зерна прикоснулись друг к другу, значит, они «склеились» и должны теперь прыгать вместе.

Игра окончена, если остались прыгать только «пары».

  1. Русская народная(хороводная) игра «Змейка»

Цель:

— закрепить умение двигаться согласованно

-развивать внимание, речь

Возраст: 4+

Ход:

Играющие, взявшись за руки, образуют цепочку, во главе которой встает

опытный руководитель этой игры. Его задача — вести за собой цепочку,

все время убыстряя ход, и при этом описывать разнообразные фигуры -змейки, петли, зигзаги, волны, спирали и т. п.

Смена фигур должна производиться неожиданно для игроков.

Кульминация игры — закручивание и раскручивание спирали.

Делается это под песню:

Уж я улком шла.

Уж я улком шла, переулком шла

Клубок ниточек нашла

Клубок доле, доле, доле

Нитка дале, дале, дале

Нитка тянется, перетянется

Клубок катится, перекатится

Клубок доле, доле, доле

Нитка дале, дале, Дале

Я за ниточку бралась

Моя нитка порвалась….

На этом игра заканчивается, доставив участникам много радости и удовольствия.

Правила:

— Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась;

-Точно повторять движения ведущего;

-Ведущему не разрешается бегать быстро.

  1. Русская народная игра «Две линии»

Цель:

— развивать двигательную активность

-развивать внимание, речь

Возраст: 4+

Ход:

Дети делятся поровну и встают в линии друг против друга.

Первая линия двигается со слов: «А мы просо сеяли».

Вторая линия стоит на месте.

Первая линия наступает на вторую и проходит половину пути до второй линии. Заканчивает двигаться со словами «сеяли».

На припев: «Ходим ладом, сеяли» двигается обратно.

На вторую строфу: «А мы просо вытопчем» вторая линия идет навстречу первой и проделывает тот же путь.

И так — до слов: «А мы коней в плен возьмем» когда один ребёнок После перехода первая линия поет: «В нашем полку убыло».

  1. Белорусская народная игра:Михасик

Цель:

— закрепить умение двигаться согласованно

-развивать внимание, речь

Возраст: 3+

Оборудование: кубики на один меньше, чем по количеству

Ход:

Для проведения игры шесть кубиков ставятся  по  кругу.

Семь  участников  игры   располагаются вокруг кубиков.

После произнесенных ведущим слов:

Ты, Михасик, не зевай, не зевай! Кубики быстрей хватай! — звучит   белорусская   народная   мелодия.

Все подскоками   или   шагом   белорусской   польки движутся по кругу.

С окончанием музыки все останавливаются и каждый старается быстрее взять

кубик. Ребенок, оставшийся без, выбывает из игры.

Убирается один, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок.

Он и считается победителем.

  1. Русская народная игра «Челнок»

Цель:

— закрепить умение двигаться согласованно

-развивать внимание, речь

Возраст: 5+

Ход:

В быту разыгрывалась обычно на Масленичные гуляния

Участники игры выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу, крепко сцепляются локтями. Расстояние между шеренгами должно быть около десяти шагов. Шеренги одновременно начинают сходиться и расходиться (под первую строчку песни делается четыре шага вперед, под вторую строчку песни — четыре шага назад):

Челнок бежит, земля дрожит

Шьет — пошивает, дали посылает

Очень важно сохранить ровные шеренги.

В тот момент, когда шеренги расходятся, между ними начинают пробегать игроки-«челноки».

По одному, по очереди, по парам, группами. Постепенно скорость схождения-расхождения шеренг все увеличивается, поют все быстрее, и, наконец, кого-то из «челноков» ловят. Пойманные занимают место в шеренге…

  1. Украинская народная игра «Подоляночка»

Цель:

— закрепить умение двигаться согласованно

-развивать умение концентрировать внимание

Возраст: 5+

Ход:

В Украине с давних времен какие-либо народные гуляния связывали с календарем и сезонными работами на поле или в хазяйстве

В эту игру забавлялись весной, оттого она и отошла в разряд Веснянок.

Самая известная сегодня игра – «Подоляночка». Дети становились в круг, а в центр та самая девочка-Подоляночка. Они пропевали такие строчки:

«Десь тут була Подоляночка,

Десь тут була Молодесенька.

Тут вона впала,

До землі припала.

Личко не вмивала,

Бо води не мала».

Главная героиня должна была ходить в круге, а потом присесть, показывая свое «немытое личико». Далее следовали строки:

«Устань, устань, Подоляночко.

Умий личко,

Як ту скляночку.

Візьмися у боки,

Покажи нам скоки.

Та біжи до гаю,

Бери дівча з краю!»

Девочка показывала, как она старательно умывается, а потом выбирала из ребят, что водили хоровод, девочку вместо себя.

  1. Немецкая игра «Автогонки»

Цель:

— развивать выдержку

-развивать быстроту реакции

Возраст: 3+

Оборудование: 2 шнура, 2 машинки

Ход:

Автогoнки немецкая игра для двух и более человек.

Для игры надо взять две игрушки-автомобиля, две деревянных палочки и два длинных шнура (примерно 6-9 м).
Игрушечные автомобили следует привязать к шнурам, которые, в свою очередь, привязать к палкам.
Деревянные палочки должны держать в руках двое детей. Суть игры в том, чтобы  по команде как можно быстрее намотать шнур на палку, притянув таким образом машину к себе.

  1. Армянская игра «Статуя»

Цель:

— развивать выдержку

-развивать двигательную активность

Возраст: 3+

Ход:

Статуя — армянская игра для 5 — 20 человек.

Игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек — четверых ловцов.

По назначению ведущего ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке.

По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них поймать.

Пойманный должен тут же остановиться замереть на месте в том положении, в котором его поймали.

Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его.

Игра заканчивается, когда будут пойманны все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.

Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.

  1. Азербайджанская игра «Вытащи платок»

Цель:

— повышать уровень физической и двигательной активности

-развивать быстроту реакции

Возраст: 3+

Оборудование: платочки для одной команды детей

Ход:

Вытащи платок — это азербайджанская игра, в которую играют 10 и более человек.

Инвентарём служат платки.

Две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии.

Между ними проводится черта.

У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка.

По жребию одна из команд становится водящей.

По команде судьи дети двигаются вперед (водящие стоят на месте),

переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь!»

Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, чтобы вытащить из-за пояса платок.

Затем команды меняются ролями.

  1. Узбекская игра «Оксак-карга»(Хромая ворона)

Цель:

— учить прыгать на одной ноге

-развивать равновесие

Возраст: 4+

Ход:

«Карга» в переводе с узбекского — «ворона», «оксак» — «хромая».

Почему же ворона хромая? Потому что тот, кто эту ворону изображает, прыгает на одной ноге. А вторая нога

Если вас всего двое, просто наперегонки попрыгайте. Если хотя бы трое (папа, мама и я) — могут у вас получиться вороньи пятнашки.

Много народа собралось — устройте прыжковую эстафету, разбившись на две команды. При этом пояс или платок, которым подвязывают ногу, переходит от одной «вороны» к другой.

  1. Грузинская игра «Сахреоба»

Цель:

— закрепить умение двигаться согласованно

-развивать внимание, речь

Возраст: 5+

Ход:

Это грузинская игра с прыжками, для которой потребуется несколько палок наподобие городошных бит (толщиной не более 5 см). Палки кладут на землю параллельно одна другой на расстоянии в полметра. Чем больше палок, тем труднее будет игра. Рядом с первой палкой и последней — по плоскому камню: здесь прыгуны могут отдыхать (недолго!). Начинающий игру должен, прыгая на одной ноге, обойти змейкой все палки. На обратном пути надо перепрыгивать через палки, ставя ступни перпендикулярно им. И снова к камню — но теперь ступни ставятся параллельно палкам. Заканчиваешь игру, прыгая с палки на палку.

Если сбился, ошибся, сразу уступаешь место следующему прыгуну, а сам, дождавшись снова своей очереди, начинаешь все сначала. Мы сказали о четырех способах прыжков, но вы сами можете придумать новые; можете как-то по-иному класть палки… В общем, программа состязаний во многом будет зависеть от вашего желания и от вашей изобретательности. В любом случае победителем будет тот, кто с меньшего числа попыток выполнит без ошибок все обговоренные задания.

  1. Армянская народная игра: «Перетягивание палки»

Цель:

-учить детей работать в парах

-развивать ловкость, силу

Возраст:4+

Оборудование: гимнастическая палка

Ход:

По сигналу ведущего два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями, и берут в руки палку, причем держит ее каждый за середину и за края.

По второму сигналу игроки начинают тянуть друг друга с целью поднять на ноги.

Правила игры. Кому удается поднять противника на ноги, тот выигрывает и продолжает игру с одним из следующих игроков.

Играть можно и с веревкой, ремешком или просто держась за руки

  1.  Русская хороводная игра «Бабушка Маланья»

Цель:

-упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления

-развивать умение действовать по сигналу

Возраст:5+

Оборудование: платочек

Ход:

Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить.

В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.

Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова Движения:

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей. (Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.). Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой.
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать.

Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в

образ и получить удовольствие от игры.

  1. Азербайджанская народная игра:

«Палочка-выручалочка» (Чопу дагыт)

Цель:

-учить детей играть в команде

-развивать ловкость и быстроту бега

Возраст:5+

Оборудование: мяч, гимнастические палки

Ход:

Играющие   делятся   на   две   команды   и   выстраиваются в шеренгу друг против друга на расстоянии 8—10 м.

В середине площадки чертится круг, в котором на камень кладется доска

(длиной 50 см, шириной 30 см), а на доску— двенадцать палочек. По жребию одна из команд   получает   право   начать   игру.

Один игрок этой команды подходит к доске и с расстояния   1 —1,5 м  бросает мяч  в доску так, чтобы палочки разлетелись в разные стороны.

Пока вторая команда бежит за мячом, первая команда,    бросившая    мяч,    должна    быстро собрать палочки на доску.

Если первая команда   успеет   собрать   палочки   до   того,    пока вторая команда принесет  выигравшей.

Если же вторая команда принесет мяч и осалит им игрока первой команды, то выигрывает вторая команда.

Примечание: 

Если начинающий игру промахнулся, палочки не разлетелись, то право начать игру передается другой команде.

Команда, начавшая игру, может продолжить ее, если игрокам удастся быстро собрать и положить палочки.

19.Белорусская народная игра: Жмурки (Жмурки)

Цель:

-учить детей играть в команде

-развивать ловкость и быстроту бега

Возраст:6+

Оборудование: платочек

Ход:

Все идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Как приведут к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают такой разговор с котом:

—   Кот, кот! На чем стоишь?

—   На дубу!

—   За что держишься?

—   За сук!

—   Что на суку?

—   Ульи!

—   Что в ульях?

—   Мед!

—   Кому да кому?

—   Мне да сыну моему!’

—   А нам что?

—   Глины на лопате!

Тут   все   начинают   тормошить   кота   и   поют песенку:

Кот, кот Апанас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. А кот Апанас принимается ловить играющих. Все вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

Примечание. Ловить и разбегаться можно только после слов: «Не развязывая глаз!» Осаленный временно выходит из игры.

20.Русская народная игра «Пятнашки»

Цель:

— упражнять в беге в рассыпную

-развивать быстроту реакции

Возраст: 4+

Ход:

Дети находятся в разных местах площадки.

Пятнашка выбирается по считалке, становится на середине площадки.

После сигнала «Лови!» — все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь и коснуться рукой.

Тот кого коснулись отходит в сторону.

Игра заканчивается когда поймают 3-4 играющих.

При повторении игры выбирается новый пятнашка.

                                                                                         

 

 Приложение 1

Народы Крыма:

Армяне:

Они в основном расселились в горном юго-восточном Крыму(Феодосия, Судак).

Армянских купцов привлекало море, возможность прибыльной торговли. Трудолюбивые и уживчивые армяне быстро приспособились к чужим обычаям, налаживали дружбу со всеми соседями, поэтому число их поселений быстро возросло.

Украинцы:

В истории Украины особое значение имели взаимоотношения с соседним Крымом. За его территорию между украинскими казаками и турками велась постоянная

борьба. На сегодняшний день по численности населения по Крыму, украинская национальность занимает 2 место.

Русские:

  После присоединения Крыма к России (1783 году) здесь поселяется много русских: уволенные в отставку солдаты, осевшие в Тавриде, крестьяне, купцы, ремесленники. Русскиев культуру Крыма внесли большой вклад. Несмотря на то,что у нас государственный язык украинский, большинство населения полуострова — русскоязычные.

Азербаджанцы:

Азербайджанцы, самоназвание азербайджанлы. Азербайджанский язык относится к огузской (юго-западной) группе тюркских языков. Выделяют четыре группы диалектов: восточная, западная, северная и южная. Весной 1989 г. в Крыму начало развитие возрождение традиций, культуры, фольклора и т.д.

Немцы :

Занимались, в основном, сельским хозяйством. Из блюд немецкой кухни в Присивашье в коренных русских и украинских семьях до сих пор очень популярен штрудель (кусочки мяса или фарша, обернутые в полоски теста и с мясным бульоном).У этой нации  существует огромное количество обычаев и традиций,  но некоторые схожи между собой К примеру, обычай наряжать ёлку, искать пасхальные яйца являются традициями. Как и в других странах, где население в основном исповедует христианство, немцы празднуют Рождество, Пасху и др. религиозные праздники.

Грузины :

 «Гость – посланник Бога» — гласит грузинская пословица. На протяжении веков грузинский народ слагал свои традиции гостеприимства. Из поколения в поколение передавались любовь и безграничное уважение к гостю, преданность обязанностям хозяина, традиционному застолью. В итоге в грузинской культуре сформировалась высокая культура гостеприимства. Для гостя принято не жалеть самого лучшего. В прошлые века у народов Грузии даже существовали специальные гостевые комнаты или отдельные дома для гостей, двери которых постоянно были открыты, и гость имел возможность в любое время зайти, поесть и переночевать. Все грузинские народные танцы в зависимости от количества участников делятся на три основных вида: групповые, парные, сольные. Любой грузинский ансамбль имеет в своем распоряжении большую труппу танцоров. Как правило, каждому исполнителю отведена своя роль. грузинские хачапури и чахохбили.

Крымские татары:

Это народ, который сформировался на Кры  полуострове. По вероисповеданию они — мусульмане, но  всегда уважительно относились к другим религиям. В  крымскотатарском языке встречаются слова греческого,  арабского происхождения. Древней столицей крымских татар  — Бахчисарай. Основное их занятия издавна — виноградарство, садоводство, рыболовство, животноводство. Сейчас идет     интенсивный процесс сглаживания различий в этнических  группах крымских татар по языку, быту, культуре. Этому  способствует крымскотатарский литературный язык радио,  телевиденья, печати.

Загадки народов Крыма.

В Крыму с давних времён проживают крымчаки. Послушайте и отгадайте загадки крымчаков.

В чёрной земле – красный кувшин. (Свёкла)

Во тьме появляется, во тьме исчезает, землю зажигает. (Молния)

Чёрный мул кровь высосет, крылья выпустит и улетит. (Комар)

Поделиться ссылкой:

0

Автор публикации

0
педагог дополнительного образования объединения "Юные друзья природы"
Комментарии: 0Публикации: 111Регистрация: 26-03-2020
Авторизация
*
*
Генерация пароля