1.1. Подготовка к походу. Тесты
1. Основное направление в работе по безопасности похода:
А) соблюдение режима дня;
Б) предупреждение травматизма и несчастных случае;
В) словесные предупреждения;
Г) призывы и назидания.
2. Основная причина чрезвычайных ситуаций в походе:
А) неблагоприятные метеорологические условия;
Б) недостаток снаряжения;
В) слабая дисциплина в группе.
3. Дисциплина в походе — это;
А) беспрекословное подчинение руководителю группы, его заместителю, выполнение инструкций по походу;
Б) делать только то, что нравится мне;
В) выполнять распоряжения моего друга — бывалого туриста.
4. За безопасность в походе в первую очередь отвечает:
А) руководитель похода;
Б) родители;
В) милиция;
Г) сами туристы.
5. Слабая дисциплина в группе может привести к:
А) чрезвычайной ситуации;
Б) перемене погоды;
В) появлению диких животных.
6. Травма – это:
А) плохое состояние органов пищеварения у всей группы;
Б) упадок сил, уныние, угнетённое настроение;
В) повреждение кожи, мышц, органов, конечностей.
7. Самое большое нарушение дисциплины в походе:
А) отставание от группы;
Б) опоздание к приёму пищи;
В) самовольные действия туристов.
8. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:
А) хорошо знать маршрут;
Б) взять с собой необходимое количество продуктов;
В) одеться по сезону;
Г) сделать поход безопасным и интересным.
9. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего для того, чтобы:
А) знать наиболее интересные места;
Б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности;
В) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть.
10. Перед походом нужно сходить к врачу, чтобы:
А) он выписал справку;
Б) определить состояние своего здоровья;
В) успокоить родителей.
11. Почему идущие в поход должны хорошо знать друг друга:
А) чтобы знать, кого искать, если потеряется;
Б) чтобы во всём можно было положиться на товарища, а не получить от него неожиданных поступков;
В) чтобы было веселее.
12. Как влияет утомление на внимание и реакцию:
А) внимание снижается, а реакция не изменяется;
Б) реакция снижается, а внимание усиливается;
В) внимание и реакция снижается.
13. Главная цель похода:
А) объединяет и сплачивает группу;
Б) не даёт действовать самостоятельно, уравнивает всех;
В) не нужна: кто чем хочет, тем и занимается.
1.2. Подготовка к походу. Вопросы для проверочной работы
1. При прохождении маршрута вдали от населённых пунктов внезапно наступило похолодание и пошёл проливной дождь. Руководитель группы принял решение изменить маршрут и график движения группы. Подумайте и ответьте:
А) В какой вид экстремальной ситуации попала туристская группа?
Б) Какие ещё виды экстремальных ситуаций в природе вы знаете?
В) Какой вид экстремальной ситуации в природе является наиболее опасным в нашей местности? Причины.
2. Ежегодно тысячи туристов-школьников уходят в походы. Ваша группа тоже готовится к летнему походу. Подумайте и ответьте:
А) Какие подготовительные мероприятия следует провести перед походом?
Б) Какая задача при подготовке и проведении похода является главной?
В) Почему о маршруте и сроках его прохождения руководитель похода должен сообщить в местную поисково-спасательную службу?
3. В походе существуют правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий.
А) Назовите основные из этих правил.
Б) Что рекомендуется взять с собой, уходя даже на короткое время в лес?
В) Как называются хорошо заметные местные предметы, по которым можно определить своё местонахождение?
4. Вам предстоит отправиться в недельный турпоход. При подготовке к нему необходимо подобрать одежду и обувь. Подумайте и ответьте:
А) Каким требованиям должна удовлетворять обувь, предназначенная для туристских походов? Перечислите, какая обувь подходит для этой цели?
Б) Какая одежда наиболее удобна в походе?
В) Почему верхняя одежда должна иметь яркую расцветку?
5. Если человек заблудился, то для него важно определить своё местоположение и расположение объектов на местности относительно сторон горизонта и местных предметов. Подумайте и ответьте:
А) Каким образом можно определить стороны горизонта в ясную погоду днём и ночью?
Б) Как определить направление «север – юг» по местным предметам?
В) Как правильно сориентироваться в горах?
6. Когда заблудившейся человек (или группа) ориентируется и определяет направление, в котором будет двигаться, для них становится главным не потерять это направление во время движения. Подумайте и ответьте:
А) Какие способы выдержать выбранное направление движения вы можете предложить для заблудившихся?
Б) Как правильно двигаться зимой?
В) Как в этом случае преодолевать реки, ручьи и болота?
7. Группа туристов из нескольких человек летом попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь прибудет не ранее, чем через 2 – дня. До ближайшего населённого пункта около 100 км. Палатки нет. Подумайте и ответьте:
А) Какое решение вы посоветуете принять старшему группы?
Б) Какие временные жилища можно соорудить для защиты от холода, солнца и дождя?
В) Каким требованиям должно удовлетворять место, выбранное для лагеря?
8. В походе очень важные функции выполняет костёр, Он необходим для многих нужд. Подумайте и ответьте:
А) Какие виды костров вы знаете и для чего они предназначены?
Б) Как правильно выбрать место для разведения костра?
В) Каким образом можно добыть огонь при отсутствии спичек и зажигалки и как развести костёр?
1.3. Правила поведения в походе. Тесты
1. Главной задачей при подготовке к походу является:
А) выполнение целей и задач похода;
Б) обеспечение безопасности;
В) полное прохождение маршрута.
2. Руководитель похода обязан сообщить о маршруте туристической группы в поисково-спасательную службу (ПСС) для того, чтобы:
А) от ПСС был выделен представитель для сопровождения группы на маршруте;
Б) ПСС могла контролировать прохождение группой населённых пунктов, отмеченных в маршруте;
В) ПСС могла контролировать прохождение группой маршрута и в случае экстремальной ситуации или несвоевременного завершения маршрута оперативно оказать ей помощь.
3. Из перечисленных объектов линейным ориентиром является
А) граница леса;
Б) автобус, стоящий на остановке;
В) трактор в поле.
4. Наиболее удобной обувью в походе являются:
А) резиновые сапоги;
Б) полуботинки;
В) кроссовки.
5. Чтобы высушить резиновые сапоги в походе, нужно
А) вытащить из сапог стельку и протереть внутри досуха тряпкой;
Б) вбить в землю около костра колышки и повесить на них сапоги;
В) набить сапоги сухой травой или бумагой и поставить около костра.
6. Верхняя одежда туриста должна быть:
А) однотонного цвета;
Б) из камуфляжной ткани;
В) яркая, демаскирующая.
7. Если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете найти свои следы, необходимо (укажите последовательность действий цифрами):
А) прислушаться к звукам;
Б) определить, сколько времени двигались;
В) остановиться и оценить ситуацию;
Г) найти возвышенное место и оглядеться;
Д) вспомнить свой путь;
Е) искать дорогу или тропу, ручей или реку;
Ж) осмотреться, искать затёсы или маркировку туристских маршрутов на деревьях;
З) выйти на тропу, дорогу, к ручью.
8. Приметами хоженой тропы могут быть:
А) высокая трава;
Б) низкая трава;
В) следы от транспорта;
Г) сломанные ветки;
Д) наличие следов птиц и зверей.
9. При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать:
А) сверху – вниз;
Б) справа – налево;
В) снизу – вверх;
Г) слева – направо.
10. Если заблудился, нужно выходить к ручью или реке и идти вниз по течению, т.к.:
А) вода необходима для питья;
Б) можно ловить рыбу;
В) можно выйти к поселению людей.