Программа «Ботаника и зоология» Тема: Лабораторная работа № 18. Изучение 1 группа 72 часа 07.02.2022

 

Дата 07.02.20022

Лабораторная работа № 18. Изучение фототаксических движений различных растений. Результаты опыта.

Опыт 1.  Движение растений к свету (фототропизм)

Методика опыта. Для опыта взять растение герани в двух горшочках. Один горшочек поставила на окно (на солнечной стороне), а другой – на шкаф, который находится в двух метрах от окна. Можно наблюдать как герань в горшочке на шкафу постепенно изгибаются в одну сторону, по направлению к свету. В горшочке на окне листья герани тоже были изогнуты, но только чуть-чуть.

Вывод: У растений происходит движение в сторону света. Освещённая сторона растёт более медленно, чем неосвещённая, поэтому растение изгибается. Благодаря этому  растения лучше используют энергию солнечного луча. Листья на деревьях и кустарниках располагаются так, чтобы все были освещены солнцем равномерно, не затеняя друг друга. Это явление называется листовой мозаикой.

1.2.Изучение положительного фототропизма проростков пшеницы

 Методика опыта.

В емкость, наполненную смесью опилок и почвы посеяла 15 семян пшеницы и поставила его на несколько дней в темноту. При прорастании над поверхностью появляется трубкообразный влагалищный лист. Чтобы следить за появлением всходов, ежедневно на очень короткое время емкость вынимала из укрытия и увлажняла поверхность. Когда выросшие в темноте проростки поднялись на 3-5 см, емкость перенесла на ярко освещенную лампочкой поверхность. Через каждые 2-3 часа проверяла состояние проростков.

Опыт показал, что в условиях одностороннего освещения проростки пшеницы изгибаются в сторону света сначала верхушкой, а затем и более низкой частью. Такое движение растущего органа в сторону односторонне действующего света называется положительным фототропизмом. Образование положительно-фототропического изгиба объясняется тем, что в затененных клетках накапливается больше ростового вещества, чем в неосвещенных

Опыт 2. Хемотропизм

        Для проведения опыта приготовить раствор желатина по рецепту, указанному на упаковке.

Приготовленный раствор желатина  вылить в ванночку. После того как он застыл, по краям посадила несколько проросших семян пшеницы. В середину тарелки положила кусочек суперфосфата

Через 5 дней  стало хорошо видно, что все корешки направились в центр ванночки. А ещё через 5 дней они опутали кусочек удобрения – свой источник пищи.

Вывод: Корни движутся по направлению к источнику питательных веществ.

Опыт 3. Геотропизм

      3.1  посадить в прозрачный стакан два семени фасоли. Поставила в тёплое место. Через несколько дней появились корешки, а затем и стебельки. Корешки изогнулись и начали своё ростовое движение по направлению вниз, а стебельки по направлению вверх.

Одно проросшее семя я осторожно выкопала и перевернула его корнем вверх, а стеблем вниз. Через несколько дней стало хорошо заметно, что корешок изогнулся вниз, а стебелёк – вверх.

Вывод: Корень обладает направленным ростом – вниз. Поэтому растение может закрепляться в почве, всасывать из неё воду и растворённые в ней питательные вещества. Стебелёк тоже обладает направленным ростом, но только вверх, так как растению нужен свет.

Опыт 3.2.Изучение отрицательного геотропизма стебля злака.

Методика опыта. Для закладки опыта  приготовить стакан, заполнить его увлажненной почвой и высеять в него очень густо семена пшеницы. Подготовленный таким образом материал выставила на свет и в тепло. Когда у проросших семян появились проростки, стакан положила набок, придавая росткам горизонтальное положение. Только для полива на небольшое время ему придавала вертикальное положение . Через несколько дней опыт дал отчетливый результат: выросли растения с резко выраженным отрицательным геотропическим изгибом ростков. В результате можно выяснить что проростки тянутся от поверхности Земли.

Опыт 4 Гидротропизм

Изучение положительного гидротропизма и положительного геотропизма корня.

Методика опыта. Мы на опыте попытались создать условия, в которых земное тяготение перестает действовать на корень, и тогда его верхушка растет в ином направлении.

Предварительно замоченные семена пшеницы я высеяла в емкости, имеющие отверстия на дне, предварительно постелив марлю. Полученные два таких прибора я подвесила на штативах в наклонном положении, с таким расчетом, чтобы дно составляло с горизонталью угол 30-45 градусов. Под одним прибором находится емкость, заполненная водой (создана «влажная» зона), а под другим – нет (создана «сухая» зона). Марля на дне поддерживалась во влажном состоянии. Я проследила, в каком направлении в таких условиях растут корни пшеницы.

Наблюдения показали, что если растущие корешки встречают достаточно влажную зону воздуха, они растут вертикально книзу, — здесь действует положительный геотропизм. Если же, выйдя из влажного субстрата, корешки оказываются в достаточно сухой зоне воздуха, верхушки их направляются не к низу, центру Земли, а вдоль влажного субстрата, как бы прижимаясь к ним. Растущие верхушки преодолели положительный геотропизм и изогнулись в сторону большей влажности. Это явление носит название положительного гидротропизма.

Опыт 5. Тигмотропизм

 У нас дома есть очень интересное растение – кислица. Днем ее листья развернуты, а ночью они сворачиваются. Если на неё попадает яркий солнечный свет, то листочки тоже складываются, но раскрывать их она начинает не с восходом солнца, а уже ночью, когда в клетках накапливается достаточное количество АТФ и восстанавливается связь с сократительными белками.

Методика опыта. В течение 3- 5 минут оказывалось механическое воздействие на листья кислицы.

Наблюдение Через 3 минуты листья растения начинают сворачиваться.

Вывод: Листья растений способны двигаться, менять своё положение, в зависимости от окружающих условий. Движения могут происходить в ответ на прикосновение. Они принадлежат к числу самых удивительных движений, свойственных растениям.

Заключение

        На основании проведенных опытов, можно сделать вывод, что растения — это живые организмы. Любой живой организм обладает таким свойством как движение. И растения не исключение. Движения растений разнообразны и происходят в результате их роста и развития.

Поделиться ссылкой:

0

Автор публикации

0
Комментарии: 0Публикации: 63Регистрация: 28-12-2020
Авторизация
*
*
Генерация пароля