Тема: Освоение приемов плоского и глубокого выжигания.
Основные приемы выжигания по дереву
Перед тем как приступить к работе, следует четко определиться с композицией: будет ли изображение силуэтным или контурным, какая поверхность – ровная доска или объемное изделие.
Перед выполнением серьезной работы следует проделать несколько упражнений, научиться делать линии разной длины и толщины, штриховку, освоить основные приемы выжигания на отдельной дощечке. Только после этого можно приступать к выжиганию рисунков.
Перед выполнением работы электровыжигателем, необходимо соблюдать правила безопасной работы:
Правила техники безопасности
1. Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения учителя. Работать исправным прибором.
2. При работе следует проветривать помещение.
3. Не следует наклоняться близко к месту выжигания.
4. Не оставлять прибор включенным в сеть.
5. Оберегать руки и одежду от прикосновений раскаленного пера.
Существуют несколько способов выжигания. В своей работе я использую два способа: пиротопия, пирография.
ПИРОГРАФИЯ
Изображение и фон, получившиеся в результате плоского выжигания, находятся на одной плоскости, а рисунок состоит из различных контурных линий, штрихов, точек.
Получить различные по глубине и ширине линии можно, не передвигая штифт с разной скоростью, а меняя его наклон и степень накала, проработать глубокие темные линии и небольшие штрихи. При этом окраска линий будет меняться от светлых желто-коричневых до темно-коричневых тонов.
Нельзя сильно нажимать на штифт или неравномерно перемещать его по рисунку.
Начинающим мастерам часто не удается провести прямые линии выжигателем – для этого требуется опыт. В таких случаях следует воспользоваться стальной линейкой.
ПИРОТИПИЯ
Пиротипия — метод горячего тиснения.
В данном случае металлический штамп с нужной гравировкой разогревают и прижимают к деревянной поверхности.
Пиротипией легко заполнять фон рабочей поверхности.
Как выполнить выжигание
Перед началом работы следует правильно расположить все инструменты: с левой стороны положить электровыжигатель, с правой – все остальные инструменты, дощечку для выжигания. Затем необходимо включить прибор в электрическую сеть.
Ручку с нагревательным прибором обычно держат, как карандаш, в правой руке. При работе следует сидеть прямо, не наклоняясь вперед, дышать через нос, рука с прибором должна опираться на стол. Каждые 10 – 15 мин электровыжигатель следует отключать на 2 – 3 мин, чтобы он остыл.
Дощечку для выжигания надо установить, чтобы рабочая поверхность располагалась на расстоянии 35 см от глаз. Поверхность дощечки должна быть хорошо освещена.
В первую очередь следует выжечь внешние контуры рисунка и только потом переходить к внутренним линиям. Первые линии наносить легко, чтобы не испортить работу.
При выполнении точек или кривых линий штифт следует держать перпендикулярно к поверхности доски, а, выжигая прямые линии, – под наклоном, как карандаш при рисовании.
Если нужно затенить большой участок рабочей поверхности, сначала необходимо выжечь контур, затем работать внутри него широкой стороной штифта. Фон можно заполнить вертикальными широкими линиями и штрихами или точками.
Сначала нужно овладеть основными приемами и выполнить несколько подготовительных упражнений, перед тем как приступать к сложным рисункам. Для этого на небольших дощечках сделать прямые и кривые линии. Освоить линии, различные по глубине и ширине. Потренироваться ставить точки, делать различные затенения, и т. д. Только после таких подготовительных упражнений можно выжечь несложную картинку, используя самые простые способы выжигания.
Нажимать на штифты следует с одинаковой силой. Нельзя делать резких движений, ведя прибором по рабочей поверхности, иначе линии получатся разной ширины.
Самый простой способ – выжигание рисунка по контурам небольшими штрихами или точками. Другой способ – силуэтное выжигание, когда силуэты людей, животных, растений или других объектов выжигают сплошной штриховкой. Самым сложным способом считается выжигание, при котором передают оттенки светотеней, благодаря чему рисунок становится более выразительным.
Начинать лучше с небольших рисунков контурным или силуэтным способом, выполняя их точками, которые располагаются одна за другой непрерывной линией. Нанося точки густо или редко, изменяя их глубину и размеры, можно передать объем предмета, переходы от света к тени.
Можно совместить выжигание с росписью. В таком случае сначала необходимо выжечь рисунок, а затем раскрасить его. Если сделать наоборот, придется вдыхать пары горелой краски, кроме того, контур рисунка будет неровным, так как краска частично впитается в дерево, т. е. сначала прожжется слой краски, а только потом – дерево.