Объединение » РУССКИЕ УМЕЛЬЦЫ» . 2 группа. Тема: Технические приёмы выпиливания орнамента.(Повторение). Построение орнамента. 08.02.2022г.

Тема: Технические приёмы выпиливания орнамента.(Повторение).

Построение орнамента.

Цели:

1 .Обучающая: проявить интерес к художественной обработке древесины.

2. Развивающая: развить художественный вкус и художественное творчество,.

бережное обращение с материалом и инструментом, терпение, аккуратность, внимание, глазомер.

3. Воспитательная – воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении выпиловочных работ;

Тип занятия: комбинированный.

Выпиливание лобзиком — один из распространённых видов резьбы по дереву. Древесина — наиболее доступный материал, обработка её не требует сложного технического оснащения. Поэтому ремёсла, связанные с обработкой древесины пользуются популярностью по всей стране.

Работа лобзиком не требует ни больших материальных затрат, ни специальной мастерской. Выпиливанием можно заниматься почти в любом помещении. Поэтому можно считать, что среди всех видов художественных ремёсел выпиливание лобзиком по простоте и лёгкости исполнения является одним из самых доступных для широких масс.

Но при кажущейся простоте техники выпиливания, изделия радующие глаз очень редки. Поэтому во время занятий выпиливанием необходимо воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность, внимание, развивать глазомер и чувство материала.

Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания лобзиком.

Перед тем как приступить к выпиливанию, необходимо познакомиться с материалами и инструментом.

В качестве материала для выпиливания рекомендуется использовать фанеру толщиной 3-5 мм высокого качества (отсутствие пустот и сучков), либо дощечки из мягких пород древесины (липы, осины, сосны).

Для выпиливания необходим следующий инструмент:

Металлический ручной лобзик — представляет собой рамку, в виде буквы П, на свободных концах которой помещены винтовые зажимы и деревянная ручка. В зажимы вставляют пилку. Обязательное условие хорошей работы лобзика -натяжение закреплённой пилки, которое достигается сдавливанием свободных концов лобзика перед закреплением. Пилку прочно закрепляют в зажимах, наклоном зубьев в сторону ручки. Для начала необходимо иметь два сорта пилок: с мелкими и крупными зубьями, для крупного и мелкого рисунка.

Отверстия в фанере можно протыкать шилом, либо просверливать тонким сверлом. Для подгонки деталей друг к другу перед сборкой, удаления излишков клея, выравнивания и исправления рисунка понадобятся надфили и наждачная бумага.

Контур орнамента выпиливают на специальном выпиловочном столике, который легко сделать самому из дощечки твёрдой породы. Во время работы столик закрепляется в боковом зажиме столярного верстака. Чертёж: столика дан на рис. 1 (размеры в мм).

Рис. 1 Выпиловочный столик

Перевод рисунка на фанеру и другой материал

Рисунок на материал можно переводить двумя основными способами:

1. Перевод рисунка из специального альбома на прозрачную кальку, а затем через копировальную бумагу на фанеру.

2. Перевод рисунка по шаблону (эскизу детали, выполненному на картоне в натуральную величину).

В том или ином случае располагать рисунок нужно компактнее, чтобы отходов было как можно меньше. Обводить рисунок можно как карандашом, так и шариковой ручкой, стараясь точно придерживаться линий рисунка. При копировании рисунка нужно укрепить его кнопками, во избежание случайного смещения. Закончив копирование, обязательно проверить, нет ли пропусков в мелких контурах рисунка. Места рисунка, которые будут выпадать при выпиливании, желательно помечать лёгкими штрихами.

Сборка и отделка изделий.

Когда все детали изделия выпилены, их необходимо тщательно осмотреть для выявления неточностей выпиливания. Детали подгоняют друг к другу стамеской, надфилем или наждачной бумагой. Ширину прорезей паза проверяют кусочком той же фанеры, правильность подгонки контролируют угольником. После подгонки детали шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой.

Выпиленные и зачищенные детали нужно собрать без клея для проверки правильности изготовления, после чего детали разъединить и, смазав клеем шипы, собрать.

Среди клеев самым распространённым является клей ПВА (поливинилацетатный), время схватывания которого 1-2 часа. Очень удобный в применении универсальный клей «Момент-1» и полимерный клей «ЭКО-НАСЕТ», но так как эти клеи являются сильно­токсичными, работать нужно в хорошо проветриваемых помещениях. Правила применения клеев приведены на упаковках. Наносить клей лучше всего кисточкой. Работать нужно аккуратно, чтобы клей не попал в глаза или рот.

После высыхания собранного изделия по желанию исполнителя изделие можно лакировать и красить. Естественный вид поверхности можно получить, покрыв её прозрачными нитролаками холодного нанесения типа НЦ-221. Часто исполнитель желает изменить цвет изделия. Это достигается нанесением на него морилки на спиртовой основе. Цвет морилки выбирается по желанию. Наносят её тампоном или кистью. После высыхания морилки, изделие покрывают лаком.

Техника безопасности при выпиливании.

При выполнении работ связанных с художественным выпиливанием лобзиком необходимо соблюдать следующие правила безопасной работы:

  • Работать исправными лобзиком и шилом, с хорошо насаженными ручками.

  • Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.

  • Надёжно закреплять пилку в рамке лобзика.

  • Не делать резких движений лобзиком.

  • Зачищать изделие надфилем с исправной и хорошо насаженной ручкой.

  • Не захватывать носок надфиля пальцами левой руки.

  • Не сдувать опилки и пыль с изделия, пользоваться щёткой.

  • При отделке изделия проветривать помещение.

  • Не лакировать и не морить поверхности вблизи нагревательных приборов. -Не нюхать лак и морилку во избежание отравления.

  • Избегать попадания лака и морилки на открытые поверхности тела.

  • После работы тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом.

Оборудование рабочего места: заготовки фанеры толщиной 3-5 мм или дощечки из мягких пород древесины, копировальная бумага, шаблоны изделий, выпиловочный столик, верстак, лобзик, шило, набор надфилей, наждачная бумага, чертёжные принадлежности, морилка, клей, лак, кисть или тампоны.

Последовательность выполнения задания.

  1. С помощью плакатов и учебника изучить устройство и назначение выпиловочного инструмента. Уясните приёмы и способы перевода рисунка на заготовку, приёмы и способы крепления и работы инструментом .

  1. Прочитайте и запомните правила техники безопасности при выполнении задания.

  2. Подберите или приготовьте:

а) Фанеру нужного размера.

б) Переведите на заготовку с помощью шаблона рисунки будущих изделий (накладки под дверные ручки, вешалка для полотенца). Перевод осуществляется обводкой контура шаблона карандашом.

Рис. 3. Вешалка для полотенца.

1. Основание.

2. Крючок.

  1. Закрепите выпиловочный столик в боковом зажиме столярного верстака.

  2. Подготовьте лобзик к работе (подготовка заключается в правильной установке и закреплении пилки).

  1. Установите пилку направлением зубьев от верхнего зажима рамки к нижнему.

  2. Прочно закрепите пилку в нижнем винтовом зажиме (у ручки).

  3. Перед закреплением пилки в верхнем зажиме, следует сдавить свободный конец рамки и прочно закрепить пилку в верхнем зажиме. Рекомендуется два способа сжимания концов рамки:

а) простое сжимание кистью руки

б) сжимание верхней планки с упором в край верстака легким нажимом грудью на ручку лобзика.

(после закрепления пилка не должна иметь перегибов у зажимов, так как в местах перегибов пилка чаще всего рвётся)

  1. Положите подготовленную заготовку на выпиловочный столик таким образом, чтобы линии рисунка находились над вырезом в столике, и сядьте на стул так, чтобы правое плечо приходилось строго против треугольного выреза в столике.

  2. Выпиливание наружных контуров начинайте с середины рисунка, придерживая заготовку левой рукой.

— При выпиливании старайтесь не наклонять лобзик, держите его вертикально,
свободной рукой поворачивайте фанеру так, чтобы линия рисунка подходила под пилку, причём пилка должна всё время находиться в круглом вырезе столика.

-Движения должны быть плавными, уверенными, их нельзя прерывать до тех пор, пока линия не пропилена до конца.

  • Не следует увеличивать частоту движений вверх-вниз.

  • При очень крутых поворотах нужно сделать несколько «холостых» движений лобзиком, не нажимая на пилку постепенно поворачивая фанеру.

  1. При выпиливании с внутренним орнаментом в ней прокалывают отверстия в вырезаемой части.

  • Отверстия прокалывают в том месте рисунка, где линии сходятся под острым углом.

  • Места рисунка, которые будут выпадать при выпиливании, помечайте лёгкими штрихами.

  • Начинать выпиливать нужно тогда когда проколите все отверстия.

  • В проколотые отверстия заведите снизу верхний конец пилки и сожмите рамку, закрепите пилку.

-После выпиливания внутреннего контура раскрепите пилку и выньте лобзик.

— Наружный контур выпиливайте в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части

  1. После выпиливания поверхности изделия зачистите и зашлифуйте. Зачистку торцов и кромок произведите надфилями. Шлифование поверхности — мелко зернистой шлифовальной бумагой.

  2. Изделия, состоящие из нескольких деталей, после шлифования собрать без клея для проверки правильности изготовления, после чего детали разъединить и, смазав клеем шипы, собрать. Собранное изделие связать нитью и положить на просушку.

  3. После просушки изделия можно окрасить морилкой под цвет красного дерева, ореха или дуба. Морилку наносить на поверхность марлевым тампоном или кистью. Затем изделие покрыть бесцветным лаком. После нанесения лака, изделие высушить холодным способом (на открытом воздухе).

Поделиться ссылкой:

0

Автор публикации

1
педагог дополнительного образования объединения "Русские умельцы"
Комментарии: 0Публикации: 237Регистрация: 25-03-2020
Авторизация
*
*
Генерация пароля